Умба 2005
это история нашего похода-сплава, который состоялся с 17 июля по 03 августа 2005 года

Карта Маршрут:
от моста у пос. Октябрьский (недалеко от г. Апатиты)
по реке Умба до Белого моря (пос. Умба).

Участники:
ребята: Олег, Кирилл,
девчата: Саша, Лена, Оля с дочкой Дашей.

страничка с фотографиями

Эта идея сплава по реке Умба ко мне пришла ещё в прошлом году, но я серьёзно её не рассматривала. Просто я наслышана, что там красивые рыбные места и живописные пороги, Белое море с песочным пляжем... В прошлом году мы пошли в пеший поход по Карелии. А сотрудница по работе отдохнула в п. Умбе (где-то там есть турбаза), приехала довольная: было жарко, купались, загорали, наелись горбуши, сёмги и икры. Мысль, что Умбу всё-таки надо посетить, во мне снова окрепла. Плавсредства у меня не было, а хотелось посплавляться. Я не очень разумно по объявлению с рук купила плот ПСН-6 (плот спасательный надувной 6-местный). Не очень разумно - это потому, что ПСН может и хорош для рыбалки и вылазки на природу... но как оказалось, это не лучшее средство для сплава. Но в начале этого лета (когда ко мне вернулась мысль о сплаве по Умбе) я об этом не думала.
Я просто зашла в интернете на описания - лоции сплава по этому маршруту и очень захотела на Умбу. Идеей поделилась сначала с Алексеем (благодаря ему в 2002-м году я попала в свой первый поход, который был тоже сплавом). В общем, Алексей вроде тоже был не против, я сделала подборку из интернета про маршрут по реке Умба, забралась на "форум Хронов", узнала подробности. Например, что нужно разрешение на сплав группы для рыбнадзора на реке - от Мурманрыбвода.
Разослала всем знакомым походникам (и не только) предложение сплава и занялась разрешением. Оказалось, что это разрешение получить в принципе не сложно. Я нашла в интернете ссылку координат Мурманрыбвода, послала письмо по e-mail, позвонила. Мне прислали пример заявки на сплав, по телефону всё объяснили. Вообще, осталось хорошее впечатление об этой организации, палок в колёса вставлять не пытались. Я составила заявку, послала её по факсу, почте, mail-у. А через пару недель только внесла корректировки в состав группы. И потом получила разрешение у них, Мурманрыбвод находится в Мурманске, в центре. Если кто знает город Мурманск - это в здании, где магазин "Пять океанов". Итак, разрешение получено. До последнего момента я не была точно уверена, сколько едет человек. Жаль, но Алексей в последний момент -таки передумал ехать.

Ну что ж, теперь рассказ, как это было :0)

16 июля народ из Питера - Кирилл, Саша, Лена, Олег - отправились с Ладожского вокзала до г. Апатиты на поезде "Полярный" № 21. Конечно, в поезде пиво с рыбой, созерцание проносящихся мимо озёр, лесов, гор. Обмен смс-ками со мной, т.е. с Олей из Мурманска. Поезд прибывает в г. Апатиты 17-го около 18 часов.
Мне-то проще - от Мурманска город Апатиты примерно в 210 км, это 3 часа на поезде, или 4 часа на автобусе. Я с Дашей (дочкой, 9 лет) выбрала поезд, впрочем, и поезд, и автобус прибывают из Мурманска в Апатиты либо утром (около 11-30), либо вечером (около 20 час). Мы приезжаем вечером.
Пока ребята ждали меня с дочкой в Апатитах, они успели ознакомиться с предложениями и ценами по заброске группы на реку Умба. Заодно закупились продуктами. Нас было 5 взрослых с рюкзаками, 1 ребёнок и плот ПСН-6 (весит около 35 кг, если не мокрый). Доехали на 1 машине, за 500 руб., до моста у пос. Октябрьский. Ехали в микроавтобусе, созерцали окрестности, водитель рассказывал нам про Хибины, про местные края. Например, про Африканду рассказал. Этот посёлок так называется, потому что там особый микроклимат, и там готовили лётчиков, которых после забрасывали в Африку... Вы поверили в эту сказку? ;0)
Старт

.. Ну вот, мы на реке Умба. Около двух мостов, один из которых не достроен. Пакуем вещи, накачиваем плот. За мостами стартуем. Лена подскользнулась и первая успела "искупаться"...

Поплыли на плоту. Плот легко держит вес всех 6-рых с рюкзаками, места всем хватает. Только маленькая проблемка - плотом не так уж и просто управлять. ПСН-6 накачивается сразу с палаткой сверху, в результате чего сесть по бокам и грести не выйдет - грести можно лишь сидя спереди или сзади, где "вход-выход" палатки-домика. Т.е. грести вдоль борта у нас сразу не получается, мы гребём, как получится и плывём, немного кружась и с зигзагами. Мы ещё не привыкли к этому плоту и не освоились, как им нормально управлять. В основном плывём за счёт течения. Впечатление, что всех одолела лень, гребля что-то очень слабая.
Но течение хорошее, так что мы прошли разветвление Умбы, небольшие порожки. Потренировались в причаливании, высадились напротив островов. Прикидываем по карте, где находимся. Решили здесь постоять, хотя прошли ну о-очень мало. Налетели радостные голодные комары, которых здесь тучи. Спать мы легли в 3 утра - просто белая ночь, не темнеет, вот и не заметили, что уж много времени. Так прошёл первый день, 17 июля, воскресенье.

наш непотопляемый ПСН  погребли

18 июля. Утро, умываемся, позавтракали овсянкой с варёной сгущёнкой, собираемся. Отчалили, идём опять в основном силой течения. По описанию маршрута должен быть впереди порог Падун (КС–III-IV, более 1 км, падение 10,4 м). Про этот порог мы много прочитали в интернете, и о том, что там у порога стоит памятник погибшему туристу-байдарочнику. Хотелось бы увидеть порог, осмотреться, пофотографировать, решить обносить его, или спускаться (наивные!) Ждём Падуна буквально за каждым поворотом.
Разглядываем порожки впереди на предмет возможного появления Падуна. Обнаружили, что можно удобно устроиться и загорать на крыше плота. Там отдыхают поочерёдно Даша, Саша, Лена. Я и Олег гребём спереди. Иногда Кирилл с Сашей помогают греблей сзади. У нас 4 весла. Когда слышим журчание возможного порога, то просим тех, кто на крыше плота, спуститься внутрь. Одели спасжилеты. У Олега даже каска, больше каской никто не успел обзавестись. Так мы прошли пару перекатов. Немного обрызгались, немного попривыкли к плоту и гребле на нём. Похоже теперь можем управлять плотом при спокойной воде.
Наконец услышали гул, не похожий на прошлые перекатики. На горизонте порог Падун. С мечтой чалиться и осмотреться пришлось расстаться - мы не достаточно для этого хорошо управляем плотом. Т.е. мы не можем даже справиться с течением, чтобы причалить. Что ж поделать, опыт управления плотом у нас пока очень маленький. Будем брать Падун с ходу, не глядя. Замечаем на берегу впереди туристов - любуются порогом, или осматриваются. А другие - на катамаране - пошли в порог. Я с интересом наблюдаю, как они пройдут. Но скоро их накрыла с головой волна... Дальше наблюдать некогда, надо сфоткать что-нибудь, сейчас занесёт и нас в порог.

на горизонте Хибины

Я и Олег успеваем отщёлкать несколько кадров, памятник так и не увидели. Всё, влетаем, убираю фотик, кидаю внутрь не нужное весло (с течением всё равно пока справляться не умеем), хватаем фартук - закрываемся от волн и брызг. Кирилл вовремя весло не убрал, так что у нас одна потеря при заходе на порог - поломалась пластмассовая лопасть весла. Кажись влетели в левую протоку, где водопадный сливчик. Нас вертит, крутит, кидает. Было на мгновение впечатление, что плот сейчас сложит пополам, но повезло, плот сильно нагружен людьми и рюкзаками, его не так то просто сложить. Даша подлетела внутри плота, стукнулась о Лену. У Даши - удар в зубы, у Лены - покушение на шишку на лбу. Я и Олег периодически высовываем нос, чтобы посмотреть на красоту порога и снова закрыться фартуком от волны. Успеваем даже помахать ручкой изумлённым зрителям на берегу.
Представляю, какую они увидели картину: без осмотра и остановки на полном ходу в порог влетает закупоренный орущий плот, никем не управляемый и начинает нырять во все бочки-сливы, какие есть по пути. И периодически из плота выглядывают чьи-то лица, машут руки, высовывается рука с фотоаппаратом(я типа пытаюсь фотографировать, в принципе даже не глядя что попадает в кадр). В одной из бочек мы подзастряли, нас стало крутить на месте. Я уж подумала, что сейчас придётся-таки взяться за весло. Но нет, с облегчением чую, нас вынесло из бочки. Увидела из "окошка" скалу. Прошли вплотную со скалой, нырнули на сливе. Ну вот, порог заканчивается. Кажется, что пролетели его так быстро, а по описанию он не меньше 1 км. Эта "руская горка" всем очень понравилась. Жаль, что нельзя повторить. Не обносить же назад по суше 1 км наш не лёгенький плот. Впрочем, мы ведь даже за порогом не можем пристать к берегу - течение сильнее нашего умения управлять плотом.

заход на Падун Закат

В общем, что касается такого не простого порога - то на плоту, как наш конечно его безопаснее катать. Можно даже не управлять. В этом плюс ПСН-а, не надо быть опытным сплавщиком, чтобы пройти порог. На байдарке никто из нас не смог бы пройти Падун. Но в целом для маршрута байдарка и катамаран - удобнее, уж большо ПСН не манёвренный и медленный. Но об этом время подумать у нас появилось значительно позже.
Потом отдыхали, немного гребя, больше плывя по течению. Даже стало получаться грести более-менее слаженно. Догребли до Капустного озера, Верхнего. Обнаружили там отличную стоянку. Решили посмотреть, надо ли клеиться (плот сдувается) и не надолго здесь постоять. Промокли совсем не много. А вот сдувающийся плот нас беспокоил. Забегу наперёд - напрасно беспокоились, этот плот даже полусдувшийся хорошо держит на воде, но мы тогда ещё этого не знали.

вот такой гриб

Место нам понравилось: удобное кострище, брёвна для сидения, полянка для палатки, комаров не так много. Поели, после еды тянет поспать. Решили взбодриться, накачали мячик, поиграли в пляжный волейбол. Погода хорошая, появилась мысль искупаться. Кирилл пропустил мяч, тот полетел в воду, Кирилл его зачем-то веслом подтолкнул, ну а я помогла ему последовать за мячом и окунуться... Потом купались я, Даша, Олег, Кирилл. А Лена тем временем спала в плоту. В общем время шло, так и остались здесь на ночёвку. Тем более, что по карте впереди до ближайшего порога (Разбойник) аж 10 км и нет хороших стоянок, болотистая местность. А при нашей почти черепаховой скорости 10 км - это о-очень долго.
Сидели - отдыхали у костра. Даша "сострила": "Я как глаза открою, так они в дым лезут". :0) Решили выражения записывать.
Видели проплывающую мимо компанию на катамаранах. Это, наверное, те, что видели нас на Падуне. и махали нам. Теперь они ушли вперёд нас. Да уж, с их скоростью мы ходить не можем. Олег подклеил заплатки плота, будем сушить, утром пойдём. Время быстро идёт к вечеру. Поужинали картофельным пюре с рыбными консервами. Едим, кажись, больше, чем гребём. Вечерние комары озверели. Поставили палатку, подкачали плот, попили какао и собираемся спать. Конечно 6 человек в 4-местной палатке - не слишком комфортно, но жить можно. Перед сном Кирилл опять покусился на мячик, закинул его в воду, да ещё камушком подальше подтолкнул. Пришлось Кириллу мяч доставать, а Олег это фотографировал.